Шумиха вокруг облачной тематики, пройдя пик “общественного внимания” в 2011-м, сейчас явно пошла на спад, но реальная востребованность облачных моделей организации бизнеса и соответствующих средств столь же заметно возрастает.
Сегодня в целом уже всем понятно, что “облака” — это не маркетинговый мыльный пузырь, что Cloud — это объективная стратегическая тенденция развития ИТ в довольно долгой исторической перспективе. В этой ситуации аналитики пытаются подкрепить общие разговоры о пользе облаков какими-то статистическими данными. Как обычно, в первую очередь они выдают количественные оценки объемов рынка, основной акцент при этом делая на перспективах роста, причем на достаточно долгий (например, пять лет) срок. Разумеется, профессиональная аудитория к подобным данным относится весьма критически, отлично понимая условность абсолютных оценок рынка (сейчас даже не очень ясно, по каким критериям те или иные услуги можно относить к облачным) и тем более прогнозов, формируемых на базе экономических моделей, уровень достоверности которых в очередной раз был продемонстрирован на примере продолжающегося уже более трех лет мирового экономического кризиса. И тем не менее, несмотря на всю относительность оценок рынка, по мере повышения практического интереса к облакам у заказчиков растет и потребность в понимании рыночной ситуации и тенденций ее развития. Учитывая это, имеет смысл познакомиться с опубликованным не так давно отчетом Gartner “Magic Quadrant for Public Cloud Infrastructure as a Service” о положении дел по итогам 2011 г. на мировом рынке IaaS (инфраструктура как сервис). Сразу обратим внимание, что в России это направление ИТ-рынка, хотя о нем и ведется много разговоров, находится в общем-то в зачаточном состоянии. Но и в мире данная ИТ-сфера также пребывает на этапе “бурлящего” формирования. В то же время понимать происходящие на передовых ИТ-рынках процессы очень важно и для России в плане оценки перспектив в облачной сфере в нашей стране, в том числе имея в виду расширение нашей интеграции в мировое ИТ-пространство.
Говорим “облако” — подразумеваем публичные IaaS
Когда люди говорят “облачные вычисления”, то они чаще всего имеют в
виду как раз публичные облачные IaaS-услуги. С этого очень важного
замечания (учитывая царящую понятийную путаницу на рынке, особенно
российском) начинается отчет Gartner. На данном моменте нужно отдельно
остановиться и нам.
Действительно, IaaS — это только одно из главных направлений облаков
(среди SaaS, PaaS и разного рода более специализированных вариантов).
При этом уже давно в облаках выделяются публичные и частные схемы
применения. И еще было бы очень полезно отличать именно облачные IaaS от
традиционных, “необлачных” (разного рода аутсорсинг ИТ-ресурсов, в том
числе хостинг).
Но при этом публичные IaaS являются “стержневой” составляющей всего
понятия “облачные вычисления”, к тому же нужно учитывать, что фактически
все облака вышли из публичных IaaS. Мы об этом уже писали, изучая “гносеологические корни” облаков:
их неофициальным родоначальником считается сервис Amazon Elastic
Compute Cloud, запущенный в эксплуатацию в 2007 г., от которого вошел в
ИТ-обиход сам термин “Cloud”. Лишь позднее термин этот охватил уже
существовавшее понятие SaaS (по аналогии с ним появились названия IaaS и
PaaS), а затем идеология облачной инфраструктуры была распространена на
внутренние ИТ-системы заказчиков, поэтому “изначальный” IaaS стал
именоваться “публичным IaaS”, а в дополнение к нему появился еще и
“частный IaaS”.
Gartner в своём отчете приводит такое (несколько упрощенное по сравнению с вариантом NIST,
но в целом соответствующее ему) определение облачных вычислений: это
модель предоставления вычислительных ресурсов в разделяемой
многоарендной среде. Термин IaaS применяется к случаю использования
именно аппаратных средств (серверы, устройства хранения и сетевая
инфраструктура), реализованных в виде виртуального дата-центра с
динамически управляемыми ресурсами. Публичный IaaS — это когда такой
дата-центр изначально построен для обслуживания множества заказчиков.
По мнению Gartner, сейчас использование компаниями публичных IaaS
связано с решением следующих основных задач: разработка и тестирование
ПО, высокопроизводительные вычисления и пакетная обработка данных,
реализация публичных Web-сайтов и Web-приложений (в том числе тех,
которые имеют архитектуру, не спроектированную изначально именно для
облака), а также выполнение разного рода не критически важных для
заказчика бизнес-приложений. То есть речь в основном идет о задачах,
внешних по отношению к инфраструктуре организаций. Но в то же время уже
сейчас видна тенденция, когда многие компании, особенно из сегмента
среднего бизнеса, переносят из своих собственных дата-центров во внешние
облака и основные для себя функции. Хотя пока решение об использовании
IaaS относится к разряду тактических, многие организации уже пытаются
выстраивать отношения с провайдерами, имея в виду долгосрочное
партнерство. Между тем Gartner считает, что нынешний рынок находится в
слишком “бурлящем” состоянии, чтобы делать какой-то стратегический
выбор, и потому рекомендует новым заказчикам фокусироваться на поиске
облачных провайдеров, которые лучше подходят в данный момент. Сегодня не
редкостью являются случаи, когда одна компания работает с несколькими
IaaS-поставщиками при решении различных своих задач.
Общий обзор рынка
Публичные облачные вычисления IaaS (далее — просто IaaS) обеспечивают
предоставление пользователям виртуальных машин (с заданным набором
аппаратных ресурсов) в разделенном многоарендном пуле вычислительных
мощностей провайдера. Организация IaaS подразумевает
высокостандартизированное управление, что обеспечивает возможности
автоматизации процессов и применение режима самообслуживания. В случае
IaaS провайдер управляет самим дата-центром, размещенным в нем
вычислительным оборудованием и слоем виртуализации. Но всё, что лежит
поверх гипервизора, — ОС, ПО промежуточного уровня и приложения —
относится к зоне ответственности потребителя, хотя функции управления
этими средствами тоже могут быть переданы провайдеру или какой-то другой
“третьей компании”.
IaaS пока еще нельзя отнести к разряду общеупотребимых сервисов. Хотя
предложения провайдеров вроде бы очень похожи между собой, на самом
деле они порой существенно различаются по набору характеристик, в том
числе по доступности, производительности, безопасности и обслуживанию.
Gartner выделяет три основные категории потребностей заказчика при работе с IaaS.
- Хостинг отдельного приложения и группы связанных приложений. Это наиболее часто встречающийся случай. Например, издательский дом реализует таким образом свой микросайт для работы с видеозаписями, софтверный разработчик размещает SaaS-предложение, розничный продавец создает пилотный вариант интернет-магазина в целях изучения спроса и т. д. Обычно это вполне “продуктивные” приложения (работающие в режиме промышленной эксплуатации), и все же тут есть значительная доля задач разработки и тестирования. Хотя некоторые компании используют хостинг и для критически важных нужд.
- Создание собственного виртуального дата-центра (VDC), используемого для широкого набора различных вычислительных задач. Вариант VDC пока применяется не очень часто, но его популярность быстро растет в среде среднего бизнеса, который хочет заменить свою традиционную серверную инфраструктуру на IaaS. В этом случае VDC обычно очень похож на работу с внутренней виртуализированной средой, которая ранее применялась в организациях для разработки ПО и эксплуатации второстепенных приложений, но при переходе в IaaS заказчики все чаще переносят туда более важные задачи.
- Пакетная обработка данных (batch computing). Пока она используется реже всего, но вариант этот довольно перспективен, и уже сейчас некоторые провайдеры ориентируются на предоставление именно такого рода услуг. В данном случае IaaS выступает как частный случай традиционных высокопроизводительных вычислений, в том числе grid-систем. Типичными задачи тут являются рендеринг, преобразование видео, разного рода научно-технические расчеты и математическое моделирование, аналитическая обработка данных и пр. Здесь обычно требуются вычислительные мощности в их традиционном понимании (процессор и память) за минимально доступную цену.
Что должны знать пользователи об IaaS
Представления о возможностях IaaS в среде потенциальных клиентов не
всегда соответствуют реалиям, поэтому Gartner обращает внимание компаний
на ряд важных аспектов данной темы.
Один замер не может подойти для всех. Поскольку всё облачное
направление ИТ-рынка еще находится в стадии формирования, потребности
заказчиков еще очень далеки от стандартизации, а потому и предложения
поставщиков довольно сильно различаются между собой. Это относится, в
частности, к таким показателям, как доступность и производительность, и
имеет результатом значительную сложность инфраструктуры приложений. Со
стороны пользователей наблюдается больший разброс требований по
безопасности и уровню самообслуживания. Многие провайдеры, тем не менее,
придерживаются подхода “один размер для всех”, хотя на рынке растет и
число таких, кто ориентируется на более узкий круг потребностей
заказчиков.
IaaS-провайдеры в основном относятся к категории поставщиков
“масштаба предприятия”. Хотя многие новые игроки на поле провайдинга
ориентируются на заказчиков из среды малого бизнеса, все же основной
круг IaaS-поставщиков нацелен на средних и крупных клиентов или на
технологические компании (например, онлайновый бизнес либо
SaaS-сервисы). Соответственно традиционный подход к организации IaaS
“низкая стоимость с приемлемым уровнем доступности и производительности”
все больше смещается в сторону достижения очень высокой доступности,
сильной защищенности, отличного обслуживания клиентов и предоставления
дополнительных возможностей управления. К тому же созданные поначалу
IaaS-системы обычно применялись для запуска новых, “настоящих облачных”
приложений, архитектурно заточенных под работы в облаке. Сейчас же
компании перемещают в IaaS без каких-либо изменений приложения, которые
до сих пор работали на собственных виртуализированных серверах во
внутренних дата-центрах.
На рынке можно наблюдать наличие разных вариантов приобретения
центров для IaaS. Первопроходцами-пользователями на рынке IaaS были
разработчики собственных сервисов. Они и сейчас остаются важной частью
аудитории, но все же основная доля уже принадлежит бизнес-пользователям,
которые располагают бюджетом организации и хотят снизить затраты, в том
числе операционные, на ИТ.
Большинство IaaS-предложений включает возможности самообслуживания, в
том числе для планирования загрузки вычислительных мощностей. Наличие
таких средств обычно не снижает ИТ-затраты для тех компаний, у которых
уже есть виртуализированная инфраструктура в собственных внутренних
дата-центрах и соответствующая ИТ-команда. Поэтому для того, чтобы
привлечь клиентов именно данным аспектом, IaaS-провайдеры должны
предложить им что-то высококлассное, найти пути для повышения
эффективности разного рода операций, например резервного копирования. В
дополнение к самообслуживанию нужны развитые средства автоматизации
операций, формирования отчетов и пр. Очень важным может оказаться
API-доступ для управления инфраструктурой, это позволяет заказчикам, а
также разного рода третьим фирмам-разработчикам создавать собственные
средства управления своими платформами.
Использование облачных IaaS обычно не позволяет пользователям
сэкономить деньги. Хотя многие компании исследовали возможности IaaS,
имея в виду именно снижение своих затрат, все же большинство заказчиков
приобретали эти сервисы с целью достижения более высокой гибкости или
для получения инфраструктурных возможностей, которых у них не было в
собственных дата-центрах. IaaS дает определенную экономию средств, когда
заказчики решают краткосрочные, сезонные задачи, нуждаются в пакетной
обработке или когда требуется быстрое восстановление после аварий. Эти
сервисы также могут стать благом для компаний с ограниченными
капиталами, для малого бизнеса, особенно стартапов. Для крупных
предприятий, имеющих собственные дата-центры и обслуживающие их
ИТ-подразделения, IaaS в режиме статичного распределения вычислительных
нагрузок обычно не позволяет снизить расходы, более того, может даже
оказаться более дорогостоящим, чем внутреннее частное облако. В то время
как провайдеры постоянно борются за повышение своей эффективности и
автоматизация самообслуживания позволяет снизить стоимость управления
инфраструктурой, все же пока это не приводит к заметному уменьшению
затрат заказчиков в целом.
Рынок IaaS является довольно сложным и быстрорастущими, оставаясь при
этом весьма незрелым. Варианты сервисов значительно различаются,
поэтому нужны дополнительные усилия для изучения реальных возможностей
предложений на рынке. Динамично развиваются и сами сервис-провайдеры,
многие из которых обновляют свои предложения ежемесячно.. Поставщики в
большинстве своем имеют амбициозные планы, но реализовать их — дело не
очень простое в условиях быстрой эволюции этого рынка.
Автор: Андрей Колесов
Комментариев нет:
Отправить комментарий